Советы учителя-логопеда

Учитель-логопед Дабаева Майя Владимировна

 

Учитель-логопед 

Бурхянова Оюна Зориктуевна

Что делают логопеды?

Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это совсем не так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

ü Развитие общей речевой активности,

ü Обогащение словарного запаса,

ü Развитие физического и речевого слуха,

ü Развитие лексической и грамматической стороны речи,

ü Обучение навыкам словообразования и словоизменения,

ü Развитие артикуляционной моторики,

ü Развитие связной речи,

ü Коррекция звукопроизношения.

В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:

ü Развитие психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие),

ü Формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),

ü Формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики рук и пространственной ориентировки),

ü Профилактика нарушений письма и чтения.

Когда обращаться к логопеду?

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

В нашем детском саду есть две логопедические группы: старшая и подготовительная. Занятия по развитию речи с логопедом начинаются с 5 лет. Обследование речи детей проводится с 4 лет. На обучение в старшие логопедические группы зачисляются дети с речевой патологией: фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи I-IVуровня. Планирование составлено из расчета 2 групповых занятия в неделю и  2 - 3 занятия индивидуальных по коррекции звукопроизношения, в зависимости от сложности речевого дефекта. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: групповое занятие 25 минут (старшая), 30 минут (подготовительная), продолжительность индивидуального занятия составляет 10-15 минут (старшая), 15-20 минут (подготовительная).

Этапы речевого развития ребенка.

Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат с полуторамесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. В предречевых голосовых реакциях можно различить те звуки, которые позже смогут стать элементами членораздельной речи. У всех нормально развивающихся детей наблюдается определенная последовательность в речевом развитии.

 

Возраст детей

Этапы развития речи

1,5 мес.

Голосовые реакции в виде гуления: а-а-а.

2-3 мес.

Гу-гу-гу, бу-бу-бу и др.

4 мес.

Свирель: аль-ле-е-лы-агы-аы и т.д.

7-8,5 мес.

Лепет: произносят слоги (ба-ба, да-да и т.д.)

8,5-9 мес.

Модулированный лепет: повторяют слоги с разнообразными интонациями.

1г. 6 мес. - 1г. 8 мес.

Все существительные употребляются в единственном числе, в именительном падеже. Появляются попытки связать два слова в фразу: «Мама, дай!». Усваивается повелительное наклонение глаголов, так как оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение: «Иди-иди!», «Дай-дай!»

1 г. 8 мес. -1г. 10мес.

Появляются формы множественного числа, так как разница между одним предметом и несколькими наглядна.

1г. 10 мес. – 2 года

Словарь увеличивается до 300 слов. Имена существительные – 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%, союзы отсутствуют. Преобладание вопроса: «Что это?» (первый период вопросов)

3-й год

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться по отношению к предметам и пространству (падежи) и во времени (времена глаголов). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Полное овладение падежными формами происходит значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения.

4-5 лет

Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?».

Обучение артикуляции звуков речи –очень сложная задача. Несмотря на то, что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти три года для того, чтобы овладеть этим искусством. При первых появлениях гуления необходимо как можно больше «разговаривать» с младенцем, повторяя за ним: «А-а-а! А-гу!» и т.д. Это, естественно, будет способствовать более быстрому речевому развитию все более сложных предречевых реакций.

 Развитие фонематического слуха.pdf

Фотографии с фронтальных занятий можно посмотреть здесь

Фотографии с индивидуальных занятий можно посмотреть здесь 

Работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в ДОУ.pdf

Логопедическая работа с детьми ОВЗ в ДОУ.pdf